Главная / Статьи / Рецензия на альбом Bad B. ПРО… - Северная Мистика (продолжение)

25.06.2014 21:06Рецензия на альбом Bad B. ПРО… - Северная Мистика (продолжение)

Рецензия на альбом Bad B. ПРО... — Северная Мистика (продолжение)

... Начинается альбом с интро «Ладьи», начало которое подошло бы к какому-нибудь хорошему художественному историческому кинофильму. Шум моря, ветер, весла гребут, представляется туман, ладьи и таинственные звуки уводят через тревожную мелодию в первый трек «Северная Мистика», где ШЕFF и Купер сразу крепко обнимают голосами своих слушателей. Именно обнимают, потому что на их тембрах голосов выросло несколько поколений. В этом треке они сразу устанавливают высоченную планку, очень энергичный припев и воздушная гитарка делают свое дело. Несколько слов о Питере и своей любви к северной пальмире — «ШЕFF всегда твой, теплый, как огонь». Или так, — «Купер всегда твой, яркий и хмельной». В конце остается лишь ветер, что уносит к акустическим гитарам из последующей композиции «На север».

Это супер-рэп хит для меня, в лучших традициях ШЕFFа и Купера. Его сразу же хочется поставить на репит и заучить слова, так как поэзия и поток из уст мастеров льется на самом высшем уровне. Представьте себе «Питер — Я Твой!!!» на тематику норманнов, так вот, это примерно тоже самое. Строки —

«Бьются барабаны шагами мамонтов, и танцуют ведьмы вокруг огней на метлах

Сыновья блудные возвратятся с поля боя, чтобы сталь на время их оставила в покое» хорошо объясняют куда я попал, а плотный бит, которому практически не мешают другие музыкальные инструменты звучит очень проникновенно. В конце какая-то северная наверняка заслуженная народная певица поет на древне-русском языке что-то, а ее сопровождает тяжелая гитара, как в некогда известном треке «Тик Твою Мать Так» http://www.youtube.com/watch?v=vDozu2A1N_E из альбома «Чисто ПРО...».

И тут вступает до боли уже знакомый мотив скандинавских фьердов — Норманны. Эх, какой заряд идет от этой песни, именно в концепции альбома! Под этот трек захотелось мне прыгать, наносить удары или влезть в какую-нибудь драку за благое дело. Адреналин!!!

В паузе последней ноты появляется некий друид, который на кельтском языке провожает слушателя в изумрудный мир Стоунхэнджа. Что вначале друид что-то сообщает, я пока не знаю что именно, но обязательно поинтересуюсь об этом у знатоков скандинавских языков. Мне здесь понравился рассказ ШЕFFа о Наядах, которые совращают путников, а также о целебных свойствах омелы и других растений, о друидах которые сливаются с лесом воедино. Девочка на кельтском поет — «Папа, зачем ты мне дал отравленные ягоды», так поведал перевод ШЕFF на волнах радио 100pro.fm в своей программе «Вопрос-Ответ ШЕFFа». Девочка поет так проникновенно, что эта мелодия еще долгое время преследует меня, хаотично включаясь в голове время от времени. После прослушивания этого трека, я понял, что основные фильмы ужасов идущие к нам с западного рынка основаны на сказаниях древних кельтов. Еще, еще очень красивые скрипочки и убедительный ритм от Al Solo. Здесь ШЕFF считывает очень спокойным, бархатным голосом, а Купер добавляет каждую четвертую строку, что очень неожиданно для Bad Balance и для рэп музыки в целом.

Начинаются «Кельтские приметы», где можно просто узнать многое о приметах древности. Мне понравились эти строки —

«Если вы хотите, чтобы дома появились дети, надо бодрдо выйти к морю голым на рассвете

И стоять под светом с корнем молочая, оседлав коня Агиски молча у причала». Я задался вопросом и узнал, что конь Агиски в кельтских сказаниях живет в волнах Ирланлского моря, и его действительно можно оседлать. В припеве красиво меняют друг друга Купер и ШЕFF и их разбавляет, по всей видимости, женский ирландский хор.

А потом энергично вступает трек «Волки», который я уже слышал, но в другой версии и под другим названием «Гори, гори ясно». Здесь важно сказать, что музыку писал тот самый LA, Купер считывает в куплетах лирику великого классика А. С. Пушкина, а в припевах со своей лирикой появляется ШЕFF и все это слушается интересно. Хочу заметить, что лучше Купера еще никто не перечитал в русском рэпе классиков-поэтов. Помню, как смотрел пол года назад ТВ программу, в которой наши рэп артисты, среди которых был Legalize и N`Pans делали попытки прочитать в рэпе поэтов классиков. Так вот, им нужно послушать Купера и больше не заниматься этим!

Через дробь шотландских барабанов начинается мой самый любимый блок альбома из последующих трех песен. Начинает звучать атмосферная скандинавская музыка, где скорость за 100 bpm, а дальше этот темп остается в трех треках. Волынки, тубы, скрипки и бит придают истинный блеск композиции «Открытие Америки», где вступает повествовательный мужской голос и рассказывает об открытии Америки (первые годы 10 века) Лейва Счастливого (того самого сына Эрика Рыжего). В конце композиции появляется сова, которая в начале следующего трека ритмично вступает, унося за собой куда-то в густой лес. Начинается рассказ «Оборотни ночи», где ШЕFF в быстрой считке виртуозно рассказывает об оборотнях полесья, а в припеве появляется Купер, будто Анко на тройке, которого меняет великолепная певица Ю-Ла со словами —

«Оборотни ночи в поисках страсти, а где-то внутри еще бьется сердце». В конце песни появляется Такер (человек, который долгое время жил в Ирландии) и добавляет припев своим специфичным басом. Эффектом остановки пластинки тормозит голос Ю-Лы и начинается в той же скорости трек «Лес, болото». ШЕFF быстро считывает, а Купер делает ему бэки (его голос красиво сливается с ШЕFFом, очень необычно они вместе звучят). Трек о том, что нельзя злить богов, многие фразы запоминаются —

«Жарко в бою стало под раскаты грома, песня бестий ночь пронзила своим стоном

Под огненным молотом, била землю и горела, викингов бессмертных, поражая гневом

Укрываясь дымом, королевы ночи, смертных любили, раздирая в клочья».

Но самая главная разработка на мой взгляд, использование девочки в стихотворной форме в припеве —

«Тик-так, лес, болото, пусть меня услышит кто-то, я приду, когда луна, прикоснется к твоим снам

Тик-так, лес, болото, пусть меня обнимет кто-то, я хочу, чтобы луна, забрала нас навсегда!».

В конце голос девочки превращается в голос старика или старухи, становясь очень страшным. Милые слова врезаются в мозги смертоносными заклинаниями. Я сразу вспомнил фильм о Фрэди Крюгере, где американская девочка подобным способом наговаривала считалочки, а потом происходило что-то страшное. Еще в голову сразу лезет старый фильм «Омен». Страшно, но интересно и энергично. Сменяет весь этот блок удачная шутливая проходка Купера под музыку LA «Я думаю так!», где он в любой момент может повредить коленку или удариться башкою в стенку. Лучше бы все было хорошо с Купером, дай бог ему здоровья и прыткости!

Опять же с шотландской дроби, красиво вступают «Берсерки». Но после просмотра понравившегося клипа, сделанного на Камчатке возникают знакомые мне уже образы. Здесь опять же великолепно исполнила свою партию Ю-Ла, а в создании музыки приняли участие сразу три человека — Chill-Will, Р. Синцов, Al Solo. Кстати, для тех, кто не знает Chill-Will — это и есть ШЕFF, Роман Синцов — директор студии 100PRO. Волынки, колокола и бит в тумане, меняет знатный «Голос Кентавра» в новом звучании. Этот трек уже более пяти лет представлен, как тестер к будущему альбому Купера, и я его очень хорошо знаю. Но время на картине многое меняет, так в обновленном треке появилось мистическое интро, достойный скрейтч, как я думаю от Топора из «Da Boogie DJ`s» и синкопированные сбивки в ритме. Обновленный «Голос Кентавра» зазвучал интереснее и жирнее. Бит в бит начинается мой, наверное, самый любимый трек — «Боги россов» в котором чувствуешь гордость за историю своего народа. Это то, чего сейчас так не хватает в русской культуре. Трек проникновенный и очень мелодичный, а припев берет за душу —

«Вид грозный великих виртуозов, с высоты спускаются на землю боги россов

И летят с откосов каменные глыбы, все закончится, когда боги будут сыты».

Так и хочется сказать всему миру — «Не стоит с русскими шутить!».

Нотки балалайки напоминают, что все будет хорошо и появляется фирменный стиль Купера в композиции «Хороший день». Музыку давно еще, для хорошего дня сделал Тенгиз (звукорежиссер Bad B. Альянса), а Купер с шестью фольклорными музыкантами аранжировал ее, так получился «Хороший день». Хотите хороших эмоций на весь день, включайте этот трек и вперед! Вслед за ним идет песня «Аляска» где ШЕFF и Купер рассказывают историю, которую им некогда поведал алеутский шаман. Гортанное пение, варган, тамтамы, колокольчики уносят на санях на горные вершины Аляски. Виднеются гладкие льды озер и айсберги на ленивых волнах тихого океана. Задаюсь вопросом, зачем мы некогда отдали за три мешка золота Аляску США? Все же наши это земли! А фраза ШЕFFа — «прямо в сердце ранил спящего тюленя», меня почему-то преследует в момент, когда я сажусь есть. В конце трека поют тюлени, пролетают гагары, слышны волны, мы попадаем на Северный Ледовитый океан, где и начинается последний трек альбома «Арктика». Красивая музыка, мастерская считка ШЕFFа и грандиозный мелодичный припев Купера ставят жирную точку, точнее восклицательный знак на грандиозном альбоме. Купер запел здесь, как некогда в клипе «Тихо Тают Дни» http://www.youtube.com/watch?v=1ZqfV4Zff0E -

«Мудрость и вода, колкая красота, моя бурлит река, кружится голова

Природа севера, под зеркалами льда, мерзлая земля, сверкает Арктика».

Народные северные певцы развивают еще больше припев, к которому подключаются волынки и начинается танец веков, где отчетливо видно северное сияние и жизнь наших предков в экстремальных условиях.

Ух, альбом удался!

«Северная Мистика» по моим подсчетам писалась с 2003 года, а это значит — 11 лет. Получился хороший настоянный творческий рэп коньяк, который нужно пробовать знатокам хип-хопа и любителям этнической музыки. Это культурный прорыв, потому что этника пришла в рэп. Это начинало прослеживаться в сольном альбоме Купера «ЙЯ», но по-настоящему вышло на свет именно в «Северной Мистике». Хочу заметить, что музыку для альбома в основном сделали Chill-Will, Al Solo и Роман Синцов, множество живых фольклорных инструментов и вокалов звучат на протяжении всей пластинки. За это отдельное спасибо Куперу, музыкантам и продюсеру альбома Владу Валову. Качество 100PRO было и остается на самом высоком уровне. И главное, такая работа, как «Северная Мистика» должна быть в собственной коллекции у каждого настоящего любителя этого жанра. Можно критиковать и отвергать этот альбом, но он открывает новые перспективы хип-хоп культуре. И как говорится, дорогу осилит идущий!

Автор статьи — Гари Гарин